Большинство людей воспринимает изобразительное искусство как нечто, мало сопряженное с реальностью. Дескать, художник занимается тем, что самовыражается. По сути - занимается душевным стриптизом. И если публике такая стриптизерша нравится, то они с радостью заталкивают ей банкноты за резинки чулок и трусиков, дабы в перспективе увидеть то, что за ними прячется.
Все отлично - каждый занимается чем хочет. Правда, при этом оценка стриптизершей достоинства и подлинности банкноты воспринимается публикой как нечто чуть ли не более непристойное, чем само публичное обнажение под музыку. Будто стриптизерша - сугубо любительница - эксгибиционистка, которая если не снимет одежду на публике, то помрет на месте, а публика, пялясь на нее, тем самым делает ей огромное жизненно важное одолжение...
На самом деле все не совсем так или совсем не так. У кого как. В зависимости от художника.
Художник действительно изображает стриптиз своей души. Или частичный стриптиз. Или делает его имитацию, когда все очень похоже на настоящее, но по сути - пустышка.
Тут важно не путать мастерство исполнение и внутреннее наполнение. Если есть только мастерство, то это не искусство, а ремесленничество. Дело тоже полезное. Но только как фантик у конфеты без нее самой. А искусство начинается там, где художник раскрывается, выкладывая себя, используя мастерство как инструмент.
Чувствуете разницу? В первом варианте инструмент уже сама цель. Во втором - средство обличения замысла в форму...
Да, без внутренней тяги и склонности изобразительным искусством заниматься не получится. Вообще. Как и любым другим делом, которым не хочется заниматься. Тем более, что художника, в принципе, никто не содержит. Ну да, есть разнообразные мелкие подачки всяких фондов, но я, говоря о содержании, имею ввиду регулярные поступления средств. Есть варианты, когда художник находится на чьем-то иждивении. Но это не самостоятельный доход. Значит, нужно действительно иметь желание творить. Чисто ради денег этим заниматься, как мы уже выяснили, никто не занимается.
"И это понятно, - скажите вы, - стоимость большинства картин - пятачок за пучок. На это не проживешь"
А то, о чем вы сейчас сказали - не вполне картины. Приобретение такой не лучше, чем постера. Но их берут. Поэтому их выпускают (слово "создают" для этого ... слишком). Их выпускают много. Очень много. Естественно, что даже если они выполнены вручную, никто в таком раскрываться не будет. И выкладываться не будет. Поэтому ценность такой вещи, даже хорошо выполненной (материалы в любом случае будут дешевыми), как у упаковки без содержимого. И стоит она соответственно.
Есть люди, покупающие по дешевке отпечаток на холсте, помазанный сверху художественным лаком, да еще и гордящихся своей оборотистостью. Вот они какие - задешево купили картину, которую от настоящей ни каждый эксперт отличит. Такие же люди покупают поддельный Rolex и тому подобные имитации того, что на самом деле им не по карману. Причем, те, кому они пытаются таким образом пустить пыль в глаза, прекрасно определяют имитацию. Но кто же в глаза называет лоха лохом?
Слово нехорошее, из уголовной среды. Просто для человека, пытающегося покупать статусные вещи по цене, существенно ниже, чем они стоят, более точного определения не существует.
На этом ни один художник ничего толком не заработает. Но если он делает только это, то он и не художник...
А настоящие картины дешево стоить просто не могут. Не получится им быть дешевыми. Никогда и никак. Они всегда были, есть и будут дорогими. Как любая вещь с высокой себестоимостью.
Каждая картина сама по себе создается довольно долго. Масляные краски, при наложении слоя на слой, должны высыхать. Это требует заметного времени. Если картина пишется ала прима, то в этом случае время тратится на подготовительную работу. Акрил высыхает быстрее, чем масло. Но настоящая акриловая живопись тоже требует изрядно труда и времени. На моих холстах, написанных акриловой темперой, краска лежит десятками тончайших полупрозрачных слоев. А еще при этом нужно учитывать множество факторов, типа изменения освещения, особенностей восприятия... Картины нередко проектируют, как здание, и так же создают многими этапами. А количество знаний из разных областей, которые нужны художнику в его работе, столь огромно, что мало какая область деятельности может с этим сравниться. И все они применяются...
Художнику необходимо тратится на материалы. Это необходимый минимум, без которого вообще ничего не получится. От качества материалов зависит качество готовой работы. Чем выше качество материалов, тем выше их цена.
Инструменты, типа кистей, мастихинов и прочего тоже имеют заметный износ, требуют регулярного пополнения и расширения. Скрипач - виртуоз может сыграть мелодию на скрипке с одной струной. Хороший живописец может написать картину одной кистью. При этом и тот, и другой потратят на преодоление технического ограничения столько сил, что лучше бы они их потратили на создание чего-то реально нового и полезного...
Профессионалам и серьезным любителям приходится приобретать специальное оборудование, типа больших мольбертов, позволяющих работать с большими холстами. Туда же надо добавить и оформление готовых работ. При серьезном и активном занятии живописью (равно как и фотографией или скульптурой) очень желательно иметь для этого отдельное помещение, именуемое "мастерская" или "студия".
А еще художнику необходимо куда-то ездить и смотреть своими глазами. Вы мне скажите "в наше время распространения Интернет и цифровой фото-видео съемки можно вообще никуда не ездить". А я возражу. Фотографии и видеоролики для художника могут создать общее представление о том, стоит на это смотреть или нет. Но чужие фотографии и ролики не заменят своих глаз. Создавать произведения, опираясь на них, примерно так же, как пытаться получить собственное впечатление о музыке, которую кто-то напел по телефону.
И того. Получается очень недешевое произведение. Цена включает в себя и всю необходимую подготовительную работу, которая проводящаяся перед началом создания произведения. Иногда она занимает больше времени, чем непосредственное создание. Но кто это считал?
Да, картина - вещь статусная. Не каждый может позволить себе ее иметь. Ее нужно правильно экспонировать. Ее нужно правильно хранить. Периодически за такими вещами нужно ухаживать. Поэтому картины, которые приобретаются, должны нравится. Быть не от модного художника или иметь перспективу по росту цены (каждая настоящая картина имеет такую перспективу). Каждая приобретаемая картина должна нравится. В прочем, покупка картины и слушание отклика струн своей души - тема большая и отдельная...
А теперь, зная о том, из чего складывается стоимость каждой картины, попробуйте себе представить, во что обходится такое хобби, как живопись. Теперь, наверное, понятно, почему это хобби традиционно было уделом аристократов наряду с яхтингом, охотой на лис и поло?
Тем более мне странно видеть людей, которые хотят заниматься живописью, не имея даже пары сотен евро в месяц, которые они могли бы потратить на это. Но таких все больше. Они хотят заниматься живописью не потому что не могут не творить. А потому что, как кое-кто из них признается, в их понимании это самый простой способ заработать одним махом кучу денег. На вопрос: "А почему бы вам тогда не заняться парусным спортом и выиграть большой приз на гонке?" они выпучивают глаза, как будто художнику для подобного рода успеха нужно меньше затрат и мастерства, чем яхтсмену...
Комментариев нет:
Отправить комментарий