Эта книга появилась отчасти по просьбе моих учеников, отчасти из-за моего собственного осознания того, что такая книга могла бы здорово облегчить жизнь любого живописца - хоть начинающего, хоть опытного. На момент выхода из печати этот самоучитель был единственной книгой на русском языке объясняющей и показывающей как писать картины маслом за один сеанс или "а-ла прима".
"Классические" приемы довольно емки по времени и затратам труда. Кроме того, сами по себе, масляные краски - материал довольно тяжелый и капризный в отношении соблюдения технологии живописи. Приведенные в книге приемы позволяют создавать картины не менее эффектные, чем написанные "классическим" образом, при этом экономя время и силы. Каждый прием учитывает особенности масляных красок и их технологические особенности. По сути, эти приемы еще и новые живописные технологии масляной живописи.
В случае приемов, приведенных в этой книге, новизна приемов не является самоцелью. То есть не было желания просто сделать новый прием исключительно ради того, что он новый. Были взяты и уже известные приемы масляной живопси "а-ла прима" и свои авторские. Это естественно - взять что-то старое и попробовать улучшить. Это происходит и в технике - например постоянно совершенствующиеся двигатели внутреннего сгорания (хотя самому принципу больше ста лет), и в живописи тоже. Просто у меня этих приемов, улучшающих качество живописи и сокращающих затраты труда и времени, значительно больше чем у других художников. А еще у меня есть целый набор методик как объяснить и показать так, чтобы каждый мог это повторить. Часть из них применялась и при создании этой книги...
Картины, написанные приемами современной масляной живописи, в отличие от многих "классических", позволяют быстрее видеть готовый результат, вносить изменения и исправлять ошибки сразу, как только автор замечает необходимость это сделать. Конечно, так создавать картины удобнее и удовольствия от их написания существенно больше.
Больше всего опасений, как ни странно, вызывает вопрос долговечности картин, написанных современными приемами. Надо заметить, что во-первых, чтобы убедится в "вечности" полотна потребуется минимум несколько десятков лет, а во-вторых далеко не все старые полотна так уж стойки в отношении старения. Основную славу "долгоживущих" картин создали работы "малых голладцев". Собственно, они в то время играли роль современных постеров... Но эти нехитрые, но качественно выписанные натюрморты выполнялись со строгим соблюдением технологии живописи, за чем строго следили специальные контролеры цеха живописцев. Многие другие старые полотна (особенно известные) являются регулярным источником дохода и головной боли для реставраторов. Что же касаемо картин "а-ла прима", то первые картины, созданные по такому принципу, датируются началом ХХ века. Пока ни одна из них не стала портится быстрее, чем это произошло бы с картиной, выполненной "классическим" способом.
Если сравнивать современные работы, написанные в "классической" манере и современной, то тут, в отношении долговечности, сравнение может оказаться не в пользу "классики". Дело в том, что выдержать "классическую" технологию живописи, подразумевающую наложение множества слоев краски, современному художнику, не имеющему того потока, который был у старого "цехового" художника, сложно тратить на одну работу столько же времени, сколько мог себе позволить, старый художник. В результате нарушения технологии живописи краска может потрескаться, пожелтеть и пожухнуть, или вовсе облететь с холста.
Поэтому современному художнику куда разумнее воспользоваться современными приемами, позволяющие получить тот же результат, что и "класска" или же выбирать те классические приемы, которые определенно будут не столь капризны.
В любом случае надо помнить об органическом происхождении масляных красок и о том, что масло, будучи органическим веществом, даже после окончательного высыхания может продолжать изменяться. Например, оно, как правило, желтеет. Так же, из за свойств масла, краска со временем начинает растрескиваться. Правильная живописная технология позволяет отсрочить и растянуть эти процессы на века.
Но это совершенно не значит, что не нужно писать масляными красками. Это интереснейшая техника с огромными возможностями для любого художника. Тем более, что при соблюдении определенных правил (больше продиктованными химией, чем "традицией") картины могут писаться даже в домашних условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий