Автомобиль уже больше ста лет является частью нашей цивилизации. Нравится это или нет, но это так. Глядя на все автомобили, которые предлагаются на рынке, я с большим трудом и очень неуверенно могу показать пальцем и сказать "мне нравится". Скорее, это будет компромисс между "не противно" и "не так плохо, как другие". Не сказать, что я капризна. Просто мне кажется, что если еще недавно машины делали инженеры, а до них - дизайнеры, а еще раньше - энтузиасты - мечтатели, то сейчас их делают маркетологи.
Ну никак не могу назвать своей мечтой сварную коробку на колесах. Хоть что в эту коробку засуньте. Она не реализует ни идеи, ни настроения. Не вызывает у меня никаких чувств и ассоциаций. Более того, если не смотреть на шильдик, то машины одного типа (в том числе - типа кузова) и класса но разных производителей, легко перепутать. Чем дальше, тем меньше индивидуальности...
Салоны у машин тоже до отвращения похожи. Я даже специально сходила на автовыставку посмотреть что есть, благо рядом. И получилось, что интересного-то практически ничего нет. Все безлико и коробчато. Будто производители решили экономить не только на дизайнерах, но и идеях. Идей, хоть сколько оригинальных, хоть чем-то интересных... мало их.
Кандидатом на интересность был Крайслер ПТ Куризер. Но в салоне панель перед водителем еще как-то "смотрится" а дальше - "все как у всех". Короче - тоска.
Увы, время, когда машины создавались при участии художников, похоже что безвозвратно прошло. Почему-то почти всех устраивают сварные коробки без признаков индивидуальности. Есть слабые попытки некоторых людей внести "поправки" с помощью тюнинга, аэрографии и легких изменений в салоне. Но среди них мало художников. Поэтому некоторые решения оказываются аляповатыми. Кое-какие - вообще гротескными, почти шаржем на машину. И у всех "мощности" несопоставимые с заводскими. Из-за этого попытки очень слабенькие. С тем же салоном - сколько какой пленки не клей, радикально не переделать.
Остается только вспоминать о произведениях, которые создавались раньше...
Ни один художественный стиль не отметился в автомобилестроении, кроме Арт-Деко. Тогда, еще до официального появления промышленного дизайна, когда инженеры уже вовсю создавали машины, а художники искали новые формы и приложение для своих идей, вспыхнуло явление, которого никогда не было раньше и по сию пору не повторялось. Автомобиль создавался как произведение искусства, которое кроме утилитарных функций должно доставлять эстетическое наслаждение.
Вот, например, футуристический "Скарабей". Говорят, что он здорово опередил свое время. Может быть так и есть. Для современного человека он тоже выглядит странным. Обратите внимание на поперечину, разрезающую лобовое стекло - в то время это нормально. Панорамные лобовые стекла появились у автомобилей значительно позже.
Двигатель расположен сзади. Поэтому радиаторная решетка находится там же. Но обратите внимание, с каким изяществом она сделана! Сама по себе уже красотища.
А вот салон, по нынешним меркам, простоват. Но содержит многие решения, которые актуальны и по сию пору. Те же поворачивающиеся кресла чего стоят.
Машина никак не могла стать массовой. Уж больно дорогой оказалась. Хотя, дорогих машин и 1935-м было немало... Подозреваю, что людей, как всегда, больше цены отпугнула необычность. И ведь что интересно, при наличии современных технологий можно было бы начать выпуск такой машины, по вполне нормальной рыночной цене. Возможно, она сейчас несколько отличалась бы. Скорее всего, изменилось бы лобовое стекло (современные условия требуют большего обзора) и способы решения салона. Но саму концепцию, ход решения можно было бы воспроизвести... Все автомобили Арт-Деко, дожившие до нашего времени - предметы коллекций. И стоят они соответственно. Так Бугатти Атлантик был недавно продан за 38 миллионов долларов. Хотя по времени это уже закат Арт-Деко, но кое-какие настроения и решения прослеживаются в автомобилях даже куда более позднего времени.
А начался Арт-Деко с футуризма.
В самом начале ХХ века появилось течение (если хотите - умонастроение), согласно которому жить нужно, устремляясь в будущее, а не оглядываясь на прошлое... Футуризм повлиял на всю дальнейшую историю человечества: от поэзии до политики, с заходом в искусство и промышленность. Чтобы было понятна степень влияния этого явления, скажу, что из футуризма появился тот же фашизм...
Одной из веток, появившейся от корня футуризма, был и, возникший в 20-е годы ХХ века, Арт-Деко.
От футуризма досталась стремительность и обтекаемость форм, родственная авиации. Необычность и странность конструкций. Иногда кажется, что целью было создать нечто ни на что доселе непохожее, а не просто красивое или обтекаемое. Все-таки работа художника это не только изящество, но и создание концепций. Не все концепции оказываются своевременными. Часть из них оказывается действительно чем-то из далекого будущего. Возможно, из-за этого часть решений, созданных в то время, оказалась невоспринятой потребителями. При этом, поскольку внешние решения создавались художниками, большинство из них до сих пор можно считать эталоном вкуса.
Еще одна особенность Арт-Деко, так и не повторенная нигде больше, то, что в сочетании с эстетными формами использовались и недешевые отделочные материалы. Если применялось дерево, то это были ценные породы (у них красивый, интересный рисунок). Если в обивке использовалась кожа (а она использовалась довольно часто), то это нередко была кожа рыб и рептилий. В интерьерах еще использовались драгоценные камни (это в помещениях, разумеется) и слоновая кость (а это и в автомобильных салонах). При этом их смело сочетали с полированной сталью и стеклом... Да, решения Арт-Деко и в то время были роскошью.
Сейчас химическая промышленность в состоянии здорово удешевить подобные решения. Но... Видимо, это просто не нужно.
Все-таки работы художников, в чем бы они не были реализованы, хоть в виде автомобилей, хоть в виде живописных полотен - не продукт для массового потребителя. Продукты стиля Арт-Деко во время рассвета стиля не были доступны массовому потребителю по причине своей дороговизны. Но даже будь они доступны, не факт, что массовый потребитель стал бы их покупать в сколько-то заметно большем количестве. Разве только из-за подражания элите. Да, стиль Арт-Деко - стиль для элиты. Для тех, кто может делать что-то, не получая одобрения соседа. Его таким не задумывали. Он таким получился.
В этом отношении он родственен со своим предшественником АрНуво. Этот стиль только выбирался за пределы картинных полотен и оформления интерьеров. Стали появляться светильники, ювелирные украшения, столовые приборы и чуть-чуть оформление каких-то механизмов, типа больших часов...
Владение декором и живописью того стиля тоже были и остаются уделом элиты. Это и понятно. Если я создаю, путем накладывания друг на друга тончайших цветных слоев, постоянно обращая внимание на массу нюансов, чтобы работа получилась так, как задумана, а не "как получится", то я хочу продать ее за адекватные деньги. И не только потому что на нее потрачена уйма времени. И не только потому что в работе использованы дорогущие материалы. И не только потому что эта работа требовала соблюдения живописных технологий, часть из которых я разрабатывала сама. И не только потому что эта картина, в отличие от ширпотребной мазни, реагирует на освещение и выглядит по-разному в зависимости от него и... настроения и состояния зрителя. А еще потому, что мне хочется, чтобы эта картина была у того, кто покупает ее именно как картину, а не как постер, который дыру на обоях закрывает. И этот человек будет смотреть на эту картину, разглядывать ее, постигать ее и себя, проникаться, получать удовольствие, резонировать настроением... Ему будет не все равно. И если он решит ее продать, то ее купит такой же человек, которому будет, как минимум, не все равно...
Так и с автомобилями. Ведь только элита оставляет за собой привилегию не думать о утилитарности использования той или иной приобретаемой вещи. Объем багажника, вместимость салона, экономичность двигателя и тому подобные вещи представителя элиты могут не заботить. Так появляются покупатели на вещи, дающие эстетическое наслаждение и удовольствие от самого факта владения и пользования. Как при покупке картины... И вот создаются такие машины и у них появляются владельцы. А прочие могут любоваться этим, когда они проезжают по улицам и шоссе. К таким машинам не будут цеплять прицеп для того, чтобы возить грабли на дачу, а в их салоне не будут возить картошку. А к мотоциклу - красавцу, будто выехавшему из фантастического фильма, никому не придет в голову приделывать коляску, чтобы так было сподручнее барахло возить... Это ведь ни что иное, как опосредованное уважение работы художника.
Автор благодарит сайт www.oldtimer.ru за предоставленные материалы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий